Речевые нормы ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Знания ребёнка в 3-4 года

В этом возрасте дети знают уже очень много слов (около 2000). Ребёнок старается говорить правильно и чётко, как взрослые. Иногда у него это не очень хорошо получается. Чтобы поднять уровень развития речи, необходимо с детьми много заниматься, общаться, играть, рисовать и писать.

Развитие речи у ребёнка 3-4 лет довольно слабое. Однако чем дети старше становятся, тем больше их словарный запас. А в этом возрасте ребёнок знает и умеет следующие вещи.

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию.
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка – это посуда; куртка, штаны, футболка – это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

Развитие речи у ребёнка 3-4 лет особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов, другие – больше. Так что это не показатель. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить хорошие результаты.

Ход игры: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.

— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)

— А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)

— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)

— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)

— К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он? (Почтальон.)

— Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он. (Солдат.)

— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.

ЧТО ТЫ СЛЫШАЛ?

Цель: Использовать разные способы образования глаголов.

Ход игры: При помощи считалки выбирается водящий. Он садится с завязанными глазами на стул в дальний угол комнаты. Затем кто-нибудь из играющих проделывает несколько движений (дейст-вий). Например, отодвигает стол, переставляет стул на другое место, подходит к двери, открывает и закрывает ее, вынимает из замка ключ и кладет его на стол, наливает воду из графина в стакан и т. п. Задача водящего — внимательно прислушиваясь, постараться по звукам понять и запомнить все, что происходит. Когда ему разрешат снять повязку с глаз, он должен рассказать обо всем и по возможности повторить все действия в той же последовательности, в какой они совершались.

Потом можно выбрать другого водящего и повторить игру, но действия играющих должны быть уже другими.

Как должен говорить ваш ребенок

Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:

  • Формируется уже довольно внушительный словарный запас — от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
  • Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
  • Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
  • В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
  • Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
  • Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
  • Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.

Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки

Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Воспитывая ребенка, родители могут допускать такие ошибки, мешающие речи активно развиваться:

  1. Отказ от общения. Взрослые не должны угадывать желания ребенка без слов. Неблагоприятно на развитии дошкольника может сказаться и завышение требований. Родители не должны наказывать за неправильность произношения.
  2. Намеренное искажение слогов. Допускать подобных речевых ошибок взрослые не должны. Ребенок запоминает произносимые звуки, в дальнейшем воспроизводя их.
  3. Монотонная или слишком быстрая речь родителя. Взрослые должны использовать интонации, паузы и другие средства выражения эмоций.
  4. Попытки ускорить развитие. Интенсивные нагрузки могут вызывать переутомление и негативное отношение к занятиям.

https://youtube.com/watch?v=o3ZIZFaGUQ0

Этиология нарушений

Предпосылки речевого дизонтогенеза могут появиться еще на первом году жизни ребенка. Их делят на две группы:

  • биологические;
  • социальные.

К биологическим факторам, оказывающим влияние на речевое развитие, относятся неблагоприятные воздействия на пренатальный (дородовой) и постнатальный (послеродовой) этапы, а также трудности во время родов:

  • Тяжелые инфекционные заболевания матери в первый триместр беременности.
  • Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
  • Физическое воздействие на плод.
  • Вредные привычки матери.
  • Гипоксия/асфиксия плода.
  • В группе риска недоношенные малыши и с малым весом.
  • Тяжелые инфекционные заболевания на первом году жизни ребенка.
  • Травмы головы.
  • Нарушения режима дня в первый год жизни малыша.

На гармоничное развитие ребенка влияет и обстановка, в которой он растет и воспитывается. К неблагоприятным социальным факторам относятся:

  • малоэмоциональный контакт с матерью;
  • с малышом практически не общаются окружающие;
  • на протяжении долгого времени с ребенком «сюсюкают» и коверкают слова;
  • в детском окружении есть человек с нарушениями речи, которому он подражает.

Одна из задач логопедической диагностики и коррекции – это определить причины возникновения дефекта и устранить их.

Какой должна быть речь 3-летнего ребенка?

Речь трехлетнего ребенка продолжает активно развиваться. Ближе к четырем годам многие дети уже начинают делать умозаключения, рассуждать об окружающих их явлениях, предметах. Малышу интересно общаться с родными и незнакомыми людьми.

Многие родители хотят знать, какая норма речи ребенка в 3 года. Надо понимать, что все дети индивидуальны в своем становлении. Малыши одного возраста могут находиться на разных уровнях развития речевых способностей.

Как правило, к окончанию трех лет дети приходят со следующими достижениями:

  • произношение слов значительно улучшается. Речь становится более отчетливой;
  • малыш знает названия практических всех окружающих его предметов (обуви, мебели, одежды, деталей интерьера, игрушек);
  • чадо может согласовывать слова по падежам, родам, числам. Правда, не всегда у него это выходит правильно;
  • в речи наблюдается увеличение количества наречий, предлогов, прилагательных, местоимений;
  • малыш может запоминать короткие сказки и стихи, пересказывать их.

Если в развитии ребенка нет отклонений, то он будет стремиться налаживать контакты со взрослыми и сверстниками при помощи общения.

Существуют нормы развития речи в три года. Их педиатр учитывает во время осмотра маленького пациента. Доктор оценивает звукопроизношение, связность предложений, словарный запас.

Звукопроизношение

По мере роста чада совершенствуется его артикуляционный аппарат. В трехлетнем возрасте движения языка, нижней челюсти и губ становятся более точными и скоординированными.

Благодаря окрепшему язычку у малыша получается правильно произносить согласные звуки, которые раньше смягчались. Речь становится более понятной незнакомым людям. Например, если раньше ребенок выговаривал «сядик», «маляко», то теперь он произносит эти слова правильно.

Легче начинают даваться слова со стечениями двух согласных (бутылка, класс, хлеб), а также состоящие из 3-5 слогов.

В трехлетнем возрасте нередко наблюдаются такие проблемы со звукопроизношением:

  • замена шипящих звуков на свистящие. Например, вместо «шапка» малыш говорит «сапка», «ножик» – «нозик»;
  • в речи отсутствуют звуки «р», «л». Нередко дети заменяют их на «в», «й», смягчая «л»: «рыба» произносят «либа», «ложка» – «вожка», «лодка» – «йодка»;
  • звуки «ч» и «ц» произносятся нечетко. Например, малыш говорит не «цыплёнок», а «тсыпленок», не «принц», а «принтс», не «чай», а «тяй».

Словарный запас

Если к трем годам он знал около тысячи слов, то ближе к четырехлетнему возрасту это количество возрастает до 2000.

Дети любят играть со словами, рифмовать и изменять их, придумывать комбинации из звуков (например, «плям, слям, глям, тлям», «молоко, далеко, колоко, толоко»). Слишком длинные слова произносятся неправильно. Например, «электричество» малыш может выговаривать «лепестричество», а вместо «велосипед» – «лисипед».

Нередки случаи, когда дети переставляют местами звуки, слоги, говоря не «магазин», а «гамазин», не «первый», а «певрый». Наблюдаются определенные сложности при произношении двух идущих подряд согласных звуков: дети вставляют между ними гласный либо не произносят один согласный. В три года дети могут различать сходные внешне предметы: тигр-лев, кружка-чашка. Они знают названия многих животных и могут показать их на картинке.

При осваивании новых слов ребята трехлетнего возраста устанавливают смысловые связи между действиями, предметами и их наименованиями. К лексике родного языка они тоже начинают относиться более осмысленно. При этом речь детей в три года еще несовершенна. Для пересказа запомнившихся событий или длинных сказок им часто не хватает слов.

Связность слов и предложений

Дети трехлетнего возраста еще не умеют связно и логично рассказать о том, что видели, что вызвало у них интерес. Возникают сложности с пересказом содержания художественного произведения.

Монолог на заданную тему у ребят пока не получается без использования наводящих вопросов. Высказывания детей трех лет неразвернутые. Их фразы простые и зачастую несвязные.

Составить длинный осмысленный рассказ по картинке они не могут. Вместо этого перечисляют предметы и действия героев, увиденные на изображении, тогда как понятные и простые по содержанию потешки дети трехлетнего возраста хорошо запоминают и декламируют.

Малыши в 3 года способны практически дословно пересказать короткую сказку, прослушанную неоднократно. При этом некоторые слова им могут быть совершенно непонятны (например, смоляной бочок, лубяная избушка).

Особенности развития речи детей 3-4 лет

Речь в 4 года продолжает совершенствоваться. Появляются рассуждения о предметах и явлениях. Дошкольник интересуется окружающим миром, заводит новых друзей и общается с родственниками. Ребенок начинает формулировать вопросы, ответы на которые он не может получить самостоятельно.

Активный и пассивный словарь

Речь развивается настолько, что количество произносимых слов увеличивается в 2 раза. Активный лексикон включает до 2 тыс. наименований предметов и явлений. Ребенок не только запоминает произносимые взрослыми фразы, но и пытается создавать собственные. Усвоение понятий происходит в игровой форме (дети пробуют переставлять местами слоги и буквы). Словарный запас включает:

  • названия предметов (ребенок различает предметы, выполняющие одинаковые функции, например вилку и ложку);
  • названия животных (дошкольник должен знать, какие звери являются дикими, а какие могут проживать в домашних условиях);
  • названия явлений природы (ребенок отличает снег от дождя, облако от тучи).

При освоении новых слов дошкольники выявляют связи между предметами, явлениями и их наименованиями. Дети начинают осмысленно воспринимать компоненты родного языка.

Грамматика речи трехлетних детей

Речь в 3-4 годика содержит словосочетания и короткие предложения. К концу четвертого года формируются сложные конструкции, например, предложения, содержащие несколько подлежащих и сказуемых. Например, «начался дождь, поэтому я взял зонтик». Появляются прилагательные, с помощью которых дошкольник описывает признаки предметов. Активно используются числительные, местоимения и другие речевые средства, ранее не применявшиеся.

Ребенок в 3 года произносит короткие предложения.

Речь нельзя считать совершенной. Могут возникать проблемы при использовании падежей и множественного числа. Допускаются ошибки в согласовании существительного и прилагательного. Неправильно производится склонение глаголов по лицам и числам.

Звукопроизношение

По мере роста ребенка укрепляется мышечный аппарат лица и гортани, произношение звуков улучшается. Дошкольнику удается воспроизводить слова, состоящие из 6-8 букв и имеющие двойные согласные. В 3-4 года могут наблюдаться такие ошибки в произношении звуков:

  • использование свистящих согласных вместо шипящих (език-ежик, сиска-шишка);
  • неправильное произношение звуков ч и ц (тяска — чашка);
  • выпадание звуков р и л или их замена другими звуками (выба-рыба, вожка-ложка).

Заметив подобные нарушения, родитель должен обратиться к логопеду. Специалист расскажет о возрастных особенностях речи и способах их коррекции. Звукопроизношение некоторых детей старше 3 лет не имеет выраженных нарушений. Допускается перестановка слогов в длинных словах. Эти трудности исчезают к 5 годам.

В речи малыша присутствует интонация, наблюдается подражание взрослым. Ребенок может выразительно прочитать стихотворение или рассказ. Темп речи дошкольник регулировать неспособен, он может говорить слишком тихо, громко или торопливо.

Связная речь

Малыш не может составить полноценный рассказ о произошедшем с ним событии, пересказать прочитанное или запомнить длинное стихотворение. Монолог строится с помощью задаваемых взрослыми наводящих вопросов.

Высказывания состоят из простых словосочетаний и несвязанных по смыслу предложений. Проблемы возникают и при составлении текстов по предложенным изображениям. Ребенок последовательно перечисляет действия и предметы. Например, «Здесь кошка. Она пьет молоко. Рядом собака. Она грызет кость.»

В этот период жизни дети хорошо запоминают короткие стихи или сказки.

Возможно запоминание коротких стихотворений и сказок. Многократно услышав рассказ, ребенок кратко пересказывает содержимое. Смысла незнакомых слов трехлетний ребенок не понимает, поэтому задает вопросы взрослым.

Как происходит формирование речевых способностей от рождения до 1 года

С первых дней жизни ребенок говорит о своих потребностях с помощью плача. Такое выражение эмоций длится 2 месяца. Приближаясь к 3 месяцу у малыша в лексиконе появляется слово «агу». В процессе гуления задействованы органы голосового аппарата. Данный этап развития происходит одинаково у всех грудничков.

Для наглядности представим нормы по возрастам в виде таблицы:

Количество месяцев после рождения

Вид коммуникации со взрослыми

До 2 месяцев

Плач.

3 месяца

Гуление.

4 – 6 месяцев

Лепет.

Появление отдельных слогов.

7 – 9 месяцев

Разнообразие слогов

9 – 11 месяцев

Повторение звуков.

11 – 13 месяцев

Первые слова, составленные из двух одинаковых слогов.

После 6 месяцев малыш начинает активно лепетать. В словарном запасе появляются слоги, повторяемые взрослыми («ма», «ба», «ла» и другие). Происходит адаптация к окружающим.

В 8 месяцев лепет приобретает эмоциональный окрас. Он становится продолжительным, а некоторые слоги повторяются. Родители ошибочно думают, что ребенок говорит первые слова («баба», «мама»). Но это лишь тренировка речевого аппарата. Сказанное не несет смысла.

Примерно после 9 месяцев малыш начинает понимать интонацию и смысл слов, сказанных в его адрес. Пытается самостоятельно пить из чашки. Очень радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают. Может показать на знакомый предмет, если мама попросит.

Особенности развития речи в 3-4 года

Благодаря речи ребенок начинает свое знакомство с окружающим миром. С каждым годом это знакомство становится все более интенсивным и наполненным

Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые прослеживаются на определенной возрастной ступени

В 3 года по большому счету уже завершается анатомическое созревание речевых областей мозга. Трехлетний ребенок способен воспринимать многие понятия, если ему доступно объясняют.

Набирает обороты моторная речь. Большинство слов еще произносится малышом на своем языке, понятном только близким. Но ребенок уже много говорит. Взрослым необходимо понять процесс формирования детской речи, чтобы эффективно на него влиять.

Если ребенку только показать новый предмет и назвать его, 3-летний малыш тут же забудет его название

Чтобы новое понятие закрепилось, крайне важно подключить как можно больше органов восприятия. Например: «Смотри, это колокольчик

Он умеет звонить. Послушай, как он звучит. Теперь ты позвони колокольчиком. Давай позвоним тихонько, а теперь сильно. Запомнил, как называется? Скажи «ко-ло-коль-чик».

После такого обстоятельного знакомства в детской памяти отложится новое слово. Более того, ребенок заодно будет обучаться грамматическим стандартам родного языка и пониманию, как включать новое слово в предложения (колокольчик, колокольчиком и пр.).

Следует помнить, что дети в 3-4 года понимают далеко не все слова, с которыми к ним обращаются старшие. Тем более им не доступен переносный смысл фраз, которым зачастую злоупотребляют взрослые. Как привычно родители, стараясь приучить малыша к порядку, дают указания такого рода: «Сложи аккуратно свои игрушки». И удивляются, что видят вовсе не тот результат, на который рассчитывали.

Этому есть объективные причины. Во-первых, ребенок может относить к обобщенному понятию игрушки не всё, с чем он играет. Поэтому, всяких мишек и кукол он может рассадить по местам, а к машинкам даже не прикоснется. Во-вторых, условие аккуратно и вовсе непостижимо трехлетним умом в данном контексте

Малыш понимает, чего от него хотят, когда призывают аккуратно кушать, и уже знает, что во время еды важно сохранять одежду чистой. Но какое отношение это имеет к складыванию игрушек?.

Разумеется, кроха не способен на такие рассуждения. Он просто не применяет условие аккуратности, собирая игрушки.

Нормы речевого развития в 3-4 года

Родители сравнивают достижения своего ребенка и других детей. Даже, если стремятся не прибегать к этому, сравнение происходит непроизвольно. Естественно желание заботливых родителей знать, какие возможны достижения в 3-летнем возрасте.

Безусловно, существуют усредненные нормы относительно развития речи детей. На них можно ориентироваться только примерно, потому что в трехлетнем возрасте ребенок еще слишком мал, чтобы соответствовать каким-либо рамкам.

В основном, речь дошкольников 3-4 лет характеризуется следующими параметрами:

  • Словарный запас 1500-1900 слов;
  • Говорит простыми предложениями;
  • Речь ситуативна («Дай мне то», «Моя машина там» и пр.);
  • Использует в основном существительные, глаголы и местоимения;
  • Произношение выражено смягченное, с искажением многих звуков.

Речевые нарушения в этом возрасте естественны. Главное, взрослые не должны подстраиваться под детский язык. Кстати, дошкольники очень не любят, когда взрослые коверкают слова, подражая детскому произношению.

Советы по применению: как правильно распаривать лицо для чистки

Речевое развитие с 4 до 5 лет. Если ребенок плохо говорит

В речи ребенка 4 до 5 лет совершенствуется произносительная сторона речи: следующие звуки ребенок говорит правильно — , , , , , появляются «трудные» буквы Л и Р; активно развивается монологическая речь.В речи детей до 5 лет допустимо отсутствие звуков и , иногда , возможны ошибки в сложных грамматических конструкциях, малыш может путать падежи или неверно ставить ударение в слове. Но ошибки не должны быть частыми.

В это возрасте

  • ребенок должен говорить правильно, не смягчая звуки ( «санки», а не «сянки», «яблоко», а не «ляблоко»);
  • звуки , , , , произносятся правильно,
  • в речи присутствуют звуки , , ,

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия

Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Как учить говорить ребёнка до года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами

Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом»

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка

Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать;
  • следить за грамотностью и красотой речи.

У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах:

Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Особенности формирования речи

В возрасте трех лет дети активно познают окружающий мир: они сравнивают предметы, устанавливают между ними взаимосвязь и классифицируют по общим признакам

Внимание становится устойчивее, лучше воспринимается и запоминается содержание коротких сказок, рассказов. Поэтому часто с детьми трех лет учат загадки, потешки, короткие стихотворения

Ребенок активнее познает окружающий мир и все больше задает вопросы взрослым. Недаром 3 года − это период «почемучек». Все это приводит к активному развитию речи. Происходит резкое увеличение словарного запаса (пассивного и активного): к трем годам у ребенка накапливается до 1000-1200 слов. Если раньше в речи малыша преобладали существительные и глаголы, то теперь он чаще использует прилагательные, предлоги, реже − наречия.

Кроме расширения словарного запаса, происходит и усложнение грамматического строя. Преобладает не фразовая речь, а простые предложения с согласованием в роде, числе и падеже. Но в таком возрасте не стоит ожидать абсолютно правильно построенного (с грамматической точки зрения) предложения.

Уровень развития связной речи позволяет малышу делиться своими эмоциями с окружающими, рассказывать, что интересного с ним произошло. В три года речь все больше приобретает социальную направленность − в этом возрасте дети активнее взаимодействуют со взрослыми и другими детьми.

В три года ребенок осваивает произношение новых звуков. В этом возрасте у детей должно быть сформировано звукопроизношение свистящих, шипящих, губных и губно-зубных звуков.

В три года малыш свободно общается с окружающими, активно познает мир через вопросы и начинает осознавать себя как личность

В этом возрастном периоде ребенок развивается более интенсивно, поэтому важно, чтобы развитие всех функций было гармонично. Если вам кажется, что у вашего ребенка есть отставание от нормы, необходимо обратиться за консультацией к логопеду

Учимся играючи

Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи детей 3-4 лет? Игры, конечно же. Самое лёгкое и интересное обучение обеспечено, если вы с ребёнком сделаете азбуку-раскраску. Конечно же, её и купить не проблема. Однако не забывайте, что дети очень любят делать поделки самостоятельно.

Игра «Кто говорит?» интересна многим детям. Мама называет звук животного нужной интонацией, а ребёнок угадывает. Потом вы должны поменяться ролями. Таким образом у малыша будет развиваться речь.

Игра «Где лежит» развивает у малыша не только речь, но и внимание. Поставьте что-то на стол, под стул, возле холодильника, рядом с диваном

Теперь задавайте вопросы. Например: где стоит чашка, куда делся мишка, где лежит мячик? Таких вопросов может быть много. Ребёнок заодно научится ориентироваться в пространстве.

«Съедобное или нет?» Когда готовите ужин и не можете уделить внимание ребёнку, задавайте ему вопросы. Например, взяли кастрюлю в руки, спросите: «Это съедобное?»

Дальше: «А жареное мясо?», «А сырая курица?» и т. д.

«Отличие предметов». Покажите малышу ботинки и тапочки. Спросите, чем похожи они, а в чём их отличие. Это могут быть и такие сравнения: шуба с курточкой, стакан с чашкой, стул с табуреткой и т. д.

Игра «Опиши предмет» поможет ребёнку развивать внимание и память. Покажите на кровать

Пусть малыш опишет её по вашим вопросам. Что это? Для чего предназначено? Какого цвета? Такие вопросы задавайте малышу про любой предмет или продукт.

Вышеперечисленные игры помогают ребёнку развивать правильную речь и нужное произношение звуков. Если будете ежедневно общаться с малышом в игровой форме, в скором времени он начнёт разговаривать правильно и понятно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector