Как научить ребёнка ходить на горшок: личный опыт

С чего начинать? Вот несколько важных рекомендаций

Постарайтесь купить для ребенка максимально удобный и «привлекательный» горшок: яркий и интересный, в его любимом цвете или с изображением любимых героев: мишек, машинок и т.п

Но важно не допускать использования горшка не по назначению. Расскажите малышу, зачем нужна эта вещь и почему горшок – это не игрушка.
Музыкальный горшок при этом – не лучший выбор, потому что ребенок может привыкнуть делать свои «дела» только под музыкальное сопровождение

Может дойти до того, что вам придется носить с собой музыкальную игрушку всегда с собой, чтобы малыш пописал. Отучить от этой привычки бывает еще сложнее, чем приучить к горшку.
Сначала лучше всего поставить горшок в той комнате, где ребенок играет. Когда ребенок чувствует позывы в туалет, важно, чтобы он сразу видел «нужный» ему объект. Позже горшок стоит перенести в туалет.
Покажите пример использования горшка на кукле или любой другой любимой игрушке. Можно объяснить, что кукла поела, поспала, теперь будет писать в горшок. Предложите ребенку повторить действия за куклой. Вполне вероятно, что ребенку придется по душе такое подражание.
Иногда во время первых «высаживаний» ребенок может бояться садиться на горшок голышом. Не заставляйте его – посадите его на горшок сначала в одежде, пусть привыкнет. Постепенно снимайте колготы, трусы, пока ребенок без боязни сядет на горшок голышом. Почему возникает такая проблема? Возможно, вы только что проветрили комнату – и горшок показался малышу слишком холодным, а может, он просто не понимает, почему на стуле он сидит в одежде, а тут – голышом. Чтобы на данном этапе не спровоцировать у ребенка страх перед горшком, важно все делать постепенно.

  • На следующем этапе нужно высаживать ребенка на горшок до и после сна, перед прогулкой и сразу после нее. Ночью на горшок нужно высаживать до тех пор, пока ребенок не научится сам контролировать свои потребности. 
  • Внимательно следите за поведением ребенка: если он напрягся или замер, незамедлительно высаживайте ребенка на горшок. После нескольких удачных «высаживаний» ребенок поймет, для чего нужен этот странный «предмет».
  • После каждой удачной попытки обязательно хвалите ребенка! В случае неудачи не ругайте малыша. Каждый раз после промаха объясняйте малышу, что если бы он воспользовался горшком, одежда была бы сухой и ему было бы комфортно. Конечно, это имеет смысл делать тогда, когда ребенок ходит без памперса.
  • Можно сопровождать процесс понятными для ребенка словами: «пи-пи», «пись», «ка», «ка-ка», чтобы в будущем ребенок мог сообщить вам о своей нужде.
     

Как учить

Первый этап

Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.

Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.

Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.

Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.

Второй этап

Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.

Основная задача мамы в это время — быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.

Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния «сухое-мокрое».

Распространенные ошибки и рекомендации

«Как? Твой сын еще не просится на горшок? Вам уже давно пора!» – удивляется подруга молодой мамы двухлетнего Андрюши. Она явно считает себя более опытной в вопросах детского воспитания, ведь ее дочь еще в возрасте полугода «особыми сигналами» давала понять своей маме, что ей пора в туалет. Мама Андрюши грустно вздыхает: «Нет, ничего не получается… Наверное, я что-то делаю неправильно…» И сама не понимает, что как раз в этот момент совершает первую ошибку в приучении ребенка к горшку.

Ошибка №1. Неуверенность мамы в собственной правоте и воспитательных способностях

Молодая мама не обязана четко следовать канонам воспитания, продиктованным ее собственными родителями, старшими подругами или соседками по песочнице. Только мама знает, когда ее малыш готов к тому, чтобы начинать знакомство с горшком и выбирает способ знакомства ребенка с этим новым для него предметом. Уверенность в собственной правоте мамы – важный фактор, способствующий воспитанию, тогда как сомнение малыш непременно почувствует и воспользуется слабостью взрослого в свою пользу.

Неуверенная мама зачастую действует непоследовательно, изменяет тактику приучения к горшку и мечется в выборе методики для привыкания ребенка к новшеству, меняет решения о том, когда садить на него малыша впервые. Нервничает мама – беспокоится ребенок, весь процесс тормозится, что тяжело переносится и самим крохой, и его родителями.

«Подгузники – это так удобно, что я не представляю своей жизни без них! » – восклицает мама трехлетнего Антона, весело резвящегося в компании ровесников, а его шорты с трудом удерживают внушительных размеров»памперс». –»Но проблема в том, что Антоша до сих пор даже не пытается писать в горшок, а ведь нам скоро идти в детский сад, где подгузники носить не разрешают… Что делать?»

Ошибка № 2. Поздний отказ от одноразовых подгузников

Нельзя научить ребенка садиться на горшок как по мановению волшебной палочки, ему нужно время, чтобы привыкнуть к странному приспособлению после очень удобных подгузников, которые, оправдывая свою рекламу, всегда оставляют его попу сухой. На протяжении первых месяцев и даже лет жизни ребенок спокойно справляет нужду в подгузник, не испытывая при этом никаких неприятных ощущений, и искренне недоумевает, когда взрослые начинают периодически подталкивать его к горшку, а, наталкиваясь на отказ, снова надевают подгузник «до следующей попытки».

При принятии решения отказаться от подгузников, взрослым следует быть последовательными: сократить ношение «памперсов» в дневное время суток до минимума или отказаться от них вовсе. Этот шаг, подкрепленный объяснением мамы, даст понять ребенку, что возврата назад не будет, и, если уж ему не нравится ходить в некомфортно мокрой одежде, то стоит познакомиться с горшком поближе.

«Приучение к горшку стало тяжелым испытанием для всей нашей семьи!» – жалуется мама двухлетней Катюши. Малышка никак не хочет привыкать к горшку, воспринимает его как личного врага, громко рыдает и даже не пытается на него присесть. Родители перебрали все возможные варианты увещеваний, но горшок другом пока так и не стал…

Ошибка № 3. Стресс – не время для знакомства с горшком

Если на этапе привлечения интереса ребенка к горшку происходят незапланированные события, например, болезнь малыша, его упорное отрицание хождения на горшок с неврологическими проявлениями, резкая смена режима дня или места жительства, проблемы в семье, то лучше отложить эти попытки до более благоприятного периода.

Народная мудрость «насильно мил не будешь» характеризует подобную ситуацию как нельзя лучше. Если ребенок боится горшка, а его заставляют его использовать, это только упрочит нежелание крохи даже близко подходить к «новому другу». Насильственное высаживание может даже вызвать задержку дефекации и запоры у малыша, бесконтрольное мочеиспускание втайне от взрослых. Бывают случаи, когда ребенок, который уже начинал использовать унитаз, горшок по прямому назначению, но после каких-то стрессовых для него событий перестал проситься. В такой ситуации также не стоит ускорять процесс, тем более, нельзя ругать и стыдить малыша за промахи.

«Хвалите за успех, не обращайте внимания на неудачи»Марта и Уильям Сирс «Ваш ребенок»Все, что вам нужно знать о вашем ребенке – с рождения до двух лет»

Определение готовности

Готовность малыша к «горшечной процедуре» определяется не только возрастом, но и индивидуальными особенностями. У разных детей одного возраста кишечник и мочевой пузырь могут функционировать по-разному, сам ребенок – развиваться быстрее или медленнее. Наблюдайте за малышом.

Ребенок готов к обучению, если

  • понимает речь, простые просьбы взрослых («Принеси мячик») и может хотя бы одним-двумя понятными родителям словами озвучить свои потребности и ощущения (например, когда голоден);
  • умеет хорошо сидеть, стоять, ходить, собирать предметы и складывать на свои места, сам присаживается на корточки и поднимается, наклоняется и разгибается;
  • может самостоятельно снять и надеть трусики, колготки, тянет вниз мокрый подгузник, пытаясь избавиться от него;
  • начинает интересоваться процессом хождения в туалет, своими выделительными органами, горшком, пытается подражать родителям и старшим детям в семье;
  • его стул – регулярный, сформированный, после сна и на протяжении 3-4 часов бодрствования малыш может оставаться сухим, а в загаженной или намоченной одежде чувствует себя дискомфортно;
  • научился по-своему демонстрировать взрослым желание сходить в туалет.

Как родителям сохранять спокойствие, если проколы случаются слишком часто?

— Родителям тоже нужно подготовиться. Если один из родителей слишком брезглив, значит, задача снять с ребенка памперс должна перейти к другому. Дети очень чувствительны, они считывают родительские эмоции и могут начать относиться к процессу настороженно. Кроме того, они могут очень быстро понять, что это легкий способ «управлять родителями», а это весьма нежелательно.

— Обязательно нужно подготовить дом. Убрать ковры, которые жалко испортить. Застелить клеенками диваны, положить специальную простынь в детскую (а иногда и во взрослую) кровать.

— Купить детскую одежду, которую легко надевать и снимать, чтобы при постоянной смене белья не раздражаться от этого процесса. 

— Не реагировать на все мгновенно (мы не в реанимации). Подышать глубоко и переключиться на что-нибудь другое: описанные штаны, вполне возможно, не будут так сильно раздражать через минуту.

— Осознавать, что все проколы, неудачи — только уроки. Это трудности, которые необходимо пережить, чтобы чему-то научиться.

— Помнить о том, что дети делают все не назло родителям. Надо дать время и терпеливо обучать. Например, поначалу у детей еще нет опыта, и они могут неправильно рассчитать время, которое у них есть, чтобы добежать до туалета от момента, когда уже сильно хочется писать. Тогда они просто застывают на месте и писают, потому что понимают, что уже не успеть. В таких случаях нужно спокойно объяснить, что именно произошло и как успеть в следующий раз, подчеркивая более выгодный выбор. Постепенно дети научатся слышать свое тело и выберут поведение, которое приведет к успешной попытке.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

В каком возрасте нужно приучать ребенка к горшку

Невозможно совершенно точно назвать возраст, в котором ребенок успешно и без лишних истерик привыкнет к горшку. Родители могут ориентироваться на рекомендации педиатров и детских психологов. Конечно, любые советы придется «подгонять» под конкретный случай, ведь кто лучше знает своих детей, кроме родителей?

Чаще всего малышей начинают высаживать на горшок, как только они начинают сидеть, то есть ближе к первому полугоду. По мнению современных специалистов, эти попытки малоэффективны, поскольку в этом возрасте дети еще не могут контролировать свои процессы и не могут сознательно попроситься в туалет.

Нередко можно услышать молодых мамочек, хвастающихся, что их малыш пошел на горшок еще до года. Однако нужно понимать, успешные попытки в этом возрасте обусловлены лишь правильным выбором момента для высаживания ребенка. Все происходит исключительно благодаря рефлексам.

Ближе к концу первого года жизни у малышей случается первый возрастной кризис. В этот период и могут перестать слушаться родителей и категорически отказаться садиться на горшок. При этом раньше таких проблем могло и не быть. Это время нужно просто перетерпеть. Ни в коем случае нельзя пытаться усадить ребенка на горшок насильно — может закрепиться страх или стойкая нелюбовь к этому предмету. И тогда приучение может существенно осложниться.

Оптимальный возраст для приучения малыша к посещению туалета — 1,5-2 года. В это время он начинает активно познавать мир, понимать обращенные к нему слова, может сформулировать и объяснить свои желания. Некоторые дети осваивают речь.

Вот перечень признаков того, что ребенка можно начинать приучать к горшку:

  • малыш может проспать 1,5-2 часа и остаться в сухих штанишках,
  • ребенок капризничает и сопротивляется надеванию памперса,
  • мама начинает понимать, через какой промежуток времени нужно высаживать на горшок, для того чтобы все необходимое было сделано именно туда.

Если все факторы присутствуют в совокупности, значит ребенок уже готов к освоению новых навыков.

Способы, правила, рекомендации и методики приучения ребенка к горшку

Изобретение памперсов помогло облегчить жизнь мамам. Но теперь наступает время, когда придется, что называется, «засучить рукава» и набраться терпения. Процесс приучения малыша к горшку далеко не самый простой и быстрый. Некоторые советы более опытных мам окажутся кстати:

  • Не стоит слишком настаивать на горшке в первый день, новая странная вещь может напугать. Ласково и спокойно поясните малышу, что это за предмет, посадите на него сначала любимую игрушку. Если ребенок привык к памперсам, то придется их снять. Старшие дети станут хорошим примером, ведь малыши зачастую копируют поведение своих братьев и сестер.
  • Малыши в этом возрасте уже пытаются знакомиться со своим телом. Пояснения мамы, зачем нужны внешние выделительные органы, помогут понять, для чего существует горшок. Дети в состоянии ощущать, что находиться в описанных штанишках очень неприятно, и избежать этого поможет «дружба» с новым предметом.
  • Нужно обязательно хвалить малыша, если освоение горшка проходит удачно. Положительные эмоции помогут закрепить новый навык. При неудачных попытках не стоит отчаиваться и ругаться, нужно терпеливо и ласково снова напоминать ребенку о горшке и возможности быть сухим и чистым.
  • Придется постоянно следить за временем и высаживать малыша на горшок после сна, еды, некоторого времени бодрствования, пока он сам не станет напоминать о туалете при возникновении позывов. Ни в коем случае не стоит делать это силой, отчего у ребенка может возникнуть стойкое неприятие туалета. Спокойно и ласково нужно предлагать сходить на горшок.
  • Пока формируется навык, новый предмет должен быть там, где постоянно находится ребенок, чтобы имелась возможность быстрого использования его в случае необходимости. Если горшок стоит, что называется, «под рукой», малышу при первых позывах легче до него добраться.

Если малыш упрямится и не желает ходить на горшок, следует придумать небольшие хитрости, чтобы сам процесс был более увлекательным. Например: читать в это время определенную книгу, играть в выбранную игрушку, что поможет ребенку расслабиться и забыть о своих страхах. Не стоит, однако, слишком увлекаться этим методом, чтобы не заменить естественный процесс игрой. Многим малышам интересен механический слив воды в унитазе. Можно воспользоваться этим и во время формирования привычки к горшку.

Не нужно спешить и с силой сажать на горшок. Чрезмерные усилия могут вызвать у малыша обратную реакцию, и в качестве протеста он будет делать «свои дела» где угодно, только не там, куда следует. При такой ситуации лучший выход – не вспоминать о горшке некоторое время. А пока мальчиков стоит поучить мочиться по-взрослому, стоя как мужчина, а девочкам «запустить ручеек» в ванне или тазу. Спустя несколько дней можно попробовать вернуться к горшку, но постараться не настаивать, а мягко предложить сесть и пописать.

Никогда не равняйте своего малыша с кем-то из детей и не сетуйте, если что-то не сразу выходит. Каждый ребенок индивидуален, и все получится, если относиться к нему с любовью и терпением.

Внимательный и спокойный настрой родителей поможет малышу быстрее понять, что от него хотят. Если он тужится, напрягается, краснеет, это сигнал к быстрой высадке на горшок. Несколько удачных попыток, и ребенок сам будет проситься в свой туалет.

Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод:

  • быстрый результат возможен, если ребенок уже достиг определенного психологического возраста;
  • обязательна посадка на горшок после того, как ребенок проснулся, а если его одежда к тому же сухая, то увеличивается вероятность скорого формирования нового навыка;
  • не стоит приучать к туалету нездорового ребенка: больной живот, вылезающие зубки и температура – повод отложить обучение на некоторое время;
  • нельзя вызывать мочеиспускание при помощи звуков льющейся воды, сформировавшийся в результате рефлекс может сыграть с ребенком в будущем злую шутку;
  • во время приучения к горшку не стоит сразу отказываться от подгузников;
  • при неудачах нельзя ругать ребенка, нужно проявить больше заботы и терпения и все получится.

Малышу не нравится быть мокрым

Очень точный признак, что время горшка приближается, — это недовольство мокрым подгузником. Современные детские гигиенические средства часто достаточно хорошо впитывают и не дают ощущения такой уж мокрой попы после использования, однако дети часто бывают недовольны изменившейся температурой и влажностью подгузника.

Для ускорения понимания связи «пописал — попа стала мокрой» опытные мамы используют вместо подгузников трусики. Этот метод хорош летом, когда малыша спокойно можно отпускать бегать в трусах по травке, однако в холодное время года, особенно, если в квартире есть ковры и тканевые покрытия на мебели, отпускать еще не очень готового кроху бегать в трусах чревато простудами и частым посещением сервисов химчистки.

Коротко о самом главном…

Вне зависимости от того, приучается к горшку мальчик или девочка, можно придерживаться некоторых условных рекомендаций, которые могут помочь родителям облегчить процесс адаптации:

  • позитивный настрой мамы и ее последовательность в действиях ( решение о начале должно быть принято родителями, а не соседкой, педиатром);
  • осознание ребенком процессов, происходящих в его организме, внешняя его готовность к их регуляции (прячется при желании сходить в туалет либо делает это в определенном месте и при повторяющихся обстоятельствах);
  • совместная покупка горшка и выбор этого предмета малышом (не обязательно это должен быть музыкальный горшок, ведь планируется обучение ребенка хождению в туалет, а не музыкальной грамоте, не стоит сбивать его с толку);
  • отмена одноразовых подгузников и переход на «взрослую» форму одежды, легкую для самостоятельного снимания;
  • предложение горшка в нужный момент (не тогда, когда это удобно родителям, а когда малыш с большей вероятностью его использует: после сна, перед прогулкой и после нее, после большого количества выпитой жидкости).

Вышеперечисленные советы вполне логичны, не правда ли? Проблемы возникают, когда родителям сложно отнестись к ребенку, как к равному себе, войти в его положение. Нет строгих сроков приучения к горшку, нет идеально подходящего времени для этого события, нет строгих правил для этого процесса

Самый главный помощник в этом важном этапе развития – любовь и терпение, которые подскажут родителям, как научить ребенка, к горшку он привыкнет гораздо легче и будет считать нормой его применение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector